de_leser (de_leser) wrote,
de_leser
de_leser

Category:

ретенция и протенция

из книги Карло Ровелли - Срок времени:

>>Рассуждение Августина прекрасно. Оно опирается на наше восприятие музыки. Когда мы слушаем гимн, ощущение звука складывается из предыдущих звуков и последующих. Музыка обретает смысл только во времени, но если мы присутствуем только в настоящем, как мы можем ухватить этот смысл? Это потому, замечает Августин, что наше восприятие состоит из воспоминания и предчувствия. Гимн, пение присутствуют в нашем уме в некотором смысле целиком, сохраняя свое единство благодаря чему-то такому, чем для нас является время. Но это, стало быть, время и есть: оно все целиком в настоящем, присутствуя в нашем уме как воспоминание и как предчувствие

...Гуссерль следует за Августином, когда описывает первичное формирование опыта в терминах “ретенции”, прибегая, как и Августин, к аналогии с восприятием мелодии... в тот момент, когда мы слышим ноту, предыдущая нота “удерживается”<<

, а следующая за ней ожидается и предвосхищается)))
причем ожидание может не оправдываться и на этом строятся разные интересные феномены, сходные с муаровым узором.

Он назвал это "ретенция" - удержание прошлого в памяти, и "протенция" - предвосхищение, или антиципация.



горизонтальная линия - время
вертикальная линия - субъективное настоящее, на которое как на экран (((или шаманский бубен))) с обеих сторон проецируются прошлое и будущее, где они накладываются друг на друга и резонируют, интерферируют...

...
((( ((( ((( ((( равномерно стучу ногтями по столу, вслушиваясь в ритмические узоры ))) ))) ))) )))

upd
через пять минут задумался: что такое транс и гипноз? почему равномерный ритм гипнотизирует?
Tags: время, ритм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments